Всякое разное > Прочие вопросы
Микрофонный усилитель -ограничитель
Петр:
Игорь,здравствуйте.Изготовил микрофонный усилитель-ограничитель с вашими поправками, эффект хороший.Но вот искажения сигнала на выходе у меня получается побольше заметно.Уровни сигнала не превышаю. Может надо подбирать резисторы и конденсаторы в фазосдвигающих цепях?
И есть еще такая мысль -вставить в схему фильтр Д-3.4 от "Гранита". Включить его на входе QP4 и подобрать ему (фильтру) нагрузку.
Посоветуйте,пожалуйста.
Игорь 2:
У Игоря там ошибка в полярности C4, проверьте у себя, если он из-за этого существенно просаживает питание, искажений будет многовато... ;)
И R28 до 100 кОм уменьшите, тогда получите на выходе примерно 4 В действующего, как указано на оригинальной схеме, при 270 выходной операционник наскакивает на ограничение, и сам по себе начинает работать ограничителем, правда, уже, в отличие от фазового, с существенными нелинейными искажениями. :P
Петр:
Здравствуйте.Да нет,там искажения такого рода , как будто гармоники не совсем взаимокомпенсируются.Как будто фазовые сдвиги не оптимальны.Видимо емкости и резисторы надо подбирать.
Игорь 2:
--- Цитата: Петр от 16 Апреля 2018, 09:26:32 ---Видимо емкости и резисторы надо подбирать.
--- Конец цитаты ---
Ну, во-первых, нужно иметь в виду, что, даже если не жалеть параллельных цепей обработки в подобных схемах (я их количество в середине 80-х до 8 шт. доводил, нелинейные искажения во всём диапазоне звуковых частот были существенно ниже, чем в предлагаемом Игорем варианте), чудо с прозрачностью произойти не может по определению - схема всё равно останется ОГРАНИЧИТЕЛЕМ, т. е., при многотоновом сигнале (а речь, напомню, многотонова) будет иметь весьма существенные интермодуляционные искажения, избавиться от которых нельзя в принципе, и они тем больше, чем выше степень ограничения.
Отчасти, снизить субъективную заметность подобных искажений можно, подняв высокие частоты звукового диапазона (к примеру, обеспечить простейшей цепью +6 дБ на октаву, начиная с 340 Гц, у Игоря что-то подобное есть), но, это, один фиг, мёртвому припарка - сигнал с ограничителя субъективно воспринимается отстойно, понятно, что на вкус и цвет товарищей нет, говорю чисто за себя.
Кроме того, не забывайте, что тракт передачи с микрофонного входа, на который Вы подадите сигнал с предлагаемого ограничителя, в большинстве случаев, отнюдь не обладает линейной ФЧХ (ГВЗ не одиниково для разных звуковых частот), и Ваш красивый сигнал с микрофонного входа, к выходу в эфир, опять нарастит свой пик-фактор.
Более того, и с популярным ВЧ ограничителем (когда ограничитель стоит между двух ЭМФ), проблемы ОГРАНИЧИТЕЛЯ останутся, фактически, теми же - выходной ЭМФ легко может рассыпать пик-фактор, а качество звука, прошедшего через ограничитель с компрессией более 10 дБ, из-за повышенного уровня интермодуляционных искажений будет оставлять желать весьма лучшего.
По большому счёту, чисто на слух, насколько я помню свои эксперименты 85 года, разница между простым ограничителем на двух диодах, и навороченным 8-полосным ограничителем а'ля Поляков, была не сильно радикальна на реальной речи, ну а на однотональных сигналах (свист в микрофон, к примеру, конечно же, с существенным отрывом лидировал 8-полосник.
Единственный вариант, обеспечивающий и приемлемое качество, и весьма существенное снижение пик-фактора - компрессирование сигнала на ПЧ (именно компрессирование, никак не ограничение!) с малыми временами срабатывания/отпускания, при субъективно-статистических экспертизах, проводимых и в условиях искусственно созданных шумов, и без них, подавляющее большинство отдавало предпочтение именно этим системам.
Любительские варианты схем подобной обработки я, к примеру, приводил на форуме ve3kf... :P
Игорь 2:
По поводу же схемы именно от Игоря, помимо тех ошибок, что я указал выше, по крайней мере, моделировщики показывают явную неоптимальность выбранных звеньев обработки - гляньте на мой скрин, и сделайте аналогично (искажения у меня получаются более чем в 2 раза ниже), вряд ли в этом случае моделировщик далёк от истины...
Навигация
Перейти к полной версии